Статьи

Попробуем как можно полнее осмыслить феномен МАСКИ. Чтобы раскрывать ее смыслы, следует рассматривать ее отношения, связи с другими явлениями. Таковые, при всем многообразии сводимы к двум основным, создавая треугольник:

Сознание - Маска - Лицо

Маска и Лицо обладают фактически одинаковой символикой. Отличия между ними ситуативны, могут проявляться лишь относительно друг друга. Будда способен всякое Лицо трактовать как Маску, сводя реальность к иллюзии. Художник способен всякую Маску трактовать, как Лицо, проявляя признаки жизни через форму.

Маска и Сознание способны взаимно влиять друг на друга. Сознание может создать Маску. Маска может изменить Сознание. Это значит, что человек способен своими руками создать инструмент для настоящих волшебных превращений.

Сознание и Лицо соотносятся, как две разные проекции чего-то одного, общего. Лицо является самым адекватным символом сознания. Оно может полностью выражать состояния Сознания, а может скрывать их, превращаясь в Маску.

Таким образом, в нашем смысловом поле на самом деле присутствуют три игрока. И все, что только можно помыслить о Маске, может выражаться через ее отношения с Лицом и Сознанием.

Чтобы явление осмыслить полнее, наблюдателю полезно менять позиции. В таком загадочном и толком неизведанном явлении, как МАСКА, сама смена ракурса уже таит открытия. Я попробую побыть в роли психолога, художника, искусствоведа, антрополога. И, конечно же, мистика. Все рассматриваемые аспекты маски оказываются настолько емкими, что порой вынуждают меня метаться между этими ролями. Часто это выглядит как эклектика. Но я больше похож на художника, который рисует столь огромную картину, что всем кажется, что он бегает туда-сюда, пока отдаленные фрагменты не вырастут в целостное смысловое полотно.

1 ОБРАЗЫ И КОНЦЕПЦИИ
2 СИМВОЛИКА МАСКИ
3 ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО МАСКИ
4 ВНЕШНЕЕ ПРОСТРАНСТВО МАCКИ
5 ГДЕ ЦВЕТ?
6 МАСКА В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ЖИЛИЩЕ
7 МАСКА И СОЗНАНИЕ
8 ЛИЦО И ЛИК
9 ВОЛШЕБНЫЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ
10 ЭВОЛЮЦИЯ МАСКИ
11 ПОЧЕМУ ЭТИ МАСКИ НЕВОЗМОЖНО СФОТОГРАФИРОВАТЬ
12 АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО
13 ЗРИТЕЛИ И ГАЛЕРЕИ: ДВЕ РЕАКЦИИ НА МАСКИ
14 МАСКА, ЛИЦО И ФИЗИОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ
15 ЦВЕТ И ЛИНИЯ, УБЕГАЮЩИЕ ИЗ КЛЕТКИ ОБРАЗА
16 ДВА ТИПА ХУДОЖНИКОВ: ПОТРЕБИТЕЛИ ФОРМ И СОЗДАТЕЛИ ФОРМ
17 ФИЗИОНОМИЧЕСКИЙ ОБРАЗ – ГРАНИЦА МЕЖДУ МИРАМИ
18 ТРИ АСПЕКТА МАСТЕРСТВА ХУДОЖНИКА: БРАХМА, ТВАШТАР И МАЙЯ
19 ЛИЦО КАК ЗЕРКАЛО
20 ИСКУССТВО КАК КОНЦЕПЦИЯ
21 «ФИЗИОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ» – «ОТДЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
22 ФИЗИОНОМИЧЕСКИЙ ОБРАЗ – МЕЖДУ ДВУМЯ МИРАМИ
23 КАК ЛЮДИ РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ КЛАССОВ ВОСПРИНИМАЮТ ПСИХОАКТИВНЫЕ МАСКИ?
24 ПСЕВДОИСКУССТВО И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ
25 ПОЧЕМУ ФИЗИОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ВЫЗЫВАЮТ У ЗРИТЕЛЕЙ ДВЕ ДИАМЕТРАЛЬНО ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ РЕАКЦИИ
26 МОДЕЛИРОВАНИЕ ФИЗИОНОМИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ
27 МОРДА И ЛИЦО: МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОТЛИЧИЯ
28 ИСКУССТВО И ЕГО СОБСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ
29 ФИЗИОНОМИЯ И АРХЕТИПИЧЕСКИЙ ОБРАЗ
30 ТВОРЧЕСТВО И ДЕНЬГИ
31 ФИЗИОНОМИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ
32 ЛИЦО КАК ПРОСТРАНСТВО ДВУХ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ
33 ФИЗИОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ: ЗА ПРЕДЕЛАМИ АРХЕТИПОВ
34 ФИЗИОНОМИЧЕСКИЙ ОБРАЗ – ЧЕТЫРЕХМЕРНЫЙ ОБЪЕКТ
35 ЧТО ПЕРВИЧНО: МАСКА ИЛИ ЛИЦО?
36 ОБЛАДАЮТ ЛИ ИДЕИ ЛИЦАМИ?
37 ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВА – ДЕЛО ЛИЧНОЕ