Александр Катеруша
Многие люди задают мне вопрос: «Почему вы не продаете свои работы?» Порой к удивлению добавляется негодование. Действительно, возникает неприятное ощущение. То ли жмот какой-то, то ли патологически привязан к своим творениям. Словно какая-то энергия застыла, нет течения. Мне бы тоже не понравилось.
А то, что «продавать свои работы, все равно, что продавать свою печень или ребенка» – поэтические отговорки, не более.
А может, за нежеланием продавать свои работы таится хитрый маркетинговый план, «набивающий цену» или «выводящий на нужный рынок»?
В общем, когда люди не получают ответ на вопрос «Сколько?», словно перед ними «ломается» тщательно воспитанная девица, их это злит, и они ищут объяснений. Попробую все расставить на свои места. Есть веские причины, которые не сводятся ко всем вышеперечисленным.
Любой профессиональный успех складывается, по крайней мере, из двух компонентов. Во-первых, профи создает нечто ценное, важное, нужное людям. Во-вторых, он живет за счет своего труда, ему хорошо платят за его результаты. Успех всегда о двух головах – продукт и деньги. Таков этот мир.
Однако, все, что двойственно, содержит риск раскола, расщепления на составляющие. Это мало грозит видам деятельности, требующим точности, аккуратности, технологичности и т.д. Существуют тысячи профессий, в которых продукт и финансы дружно и целостно участвуют в едином обмене. Успех там выражается четко и непротиворечиво.
Увы, с художником часто это не так. Его успех требует особых осмыслений… Наиболее весомая угроза – именно вышеприведенный раскол. Продукт ИЛИ деньги. Труд художника может оказаться волшебным путешествием, бешенным полетом между мирами. Целостность между деньгами и продуктом после такой тряски не сохранится. Деньги вообще могут сгореть как хлам, как отброс в экстракции…
Если художник считает своим успехом только деньги – это ремесленник. Возможно, весьма хороший. Он будет искать то, что хорошо купят. Он будет воспроизводить хорошо продаваемое. Ему нужен баланс между затратами и результатом. Конечно, нужны внушения покупателю. Противоречий почти нет, все цели в одном ключе. Это ничем не отличается от маркетингового отдела предприятия. В бизнесе конечная цель – деньги. Если у ремесленника много денег, за него можно порадоваться, он успешен.
Но вернемся к художнику. Каждый наверняка мечтает создать нечто бесценное. Чтобы его творение вознеслось над территорией Золотого Тельца – душной, вытоптанной, грязной. И он никогда не знает, где при этом окажется. Скорее всего, денег там не будет (Телец ревнив!). Художник может принести в жертву свой материальный успех (включая все то, что от этого зависит) ради более высокого.
Существует даже негласный принцип. Если художник прожил в нищете, его работы ценятся выше. Словно богатые собиратели, проявляя бессознательные импульсы каннибалов, лакомятся жертвой. А может, Телец берет реванш, втягивая в мир цены то, что ему никогда не принадлежало…
Руководствуясь такими размышлениями, я отношусь к своему творчеству как к заповеднику. В нынешнем мире не осталось ничего такого, что не имело бы ответа на вопрос «Сколько?». Все ценности оцифрованы, словно их готовят к загрузке в матрицу. Мне кажется, что стоит превратить свой труд в торговлю, и духовные полеты осквернятся, связь с высшим прекратится. «Тебе Оттуда приносят дары, а ты тут лавку открыл?!» Пережить такую насмешку невыносимо.
Чтобы сотворить что-то действительно ценное, необходимо искать его САМОЦЕННОСТЬ, а не ценность в деньгах. Мир самоценности несметно богат. В нем нет раздвоенности «товар-деньги». Ценно само по себе. Ценность в себе. Это очень интересные и глубокие понятия. Однако, обратная сторона медали – бесценно в деньгах. И не в смысле очень и очень дорого, а просто невыразимо.
Какой художник более успешен? Тот, кто станет богатым, рисуя очень дорогие картины? Или тот, кто проживет, еле сводя концы, но обессмертив свое имя? Оба варианта содержат в себе что-то грустное. И никуда от этой грусти не деться, увы…
Все статьи Стихи Пушкина Рифмы и стихосложение Рифма к слову
|